?

Log in

No account? Create an account
Идея. Скетч. Шрифт. Процесс. Химера. - Maria Doreuli's journal [entries|archive|friends|userinfo]
Maria Doreuli's blog

[ website | P O R T F O L I O ]
[ userinfo | userinfo ]
[ archive | archive ]

Идея. Скетч. Шрифт. Процесс. Химера. [Feb. 13th, 2014|12:41 pm]
Maria Doreuli
[Tags|, , , , , , , , , , , , ]


Doreuli_Chimera

Прошло достаточное количество времени, чтобы я могла посмотреть на прошедший год со стороны. И больше всего мне хочется написать о шрифте Химера, моей дипломной работе на курсе Type and Media в Королевской Академии искусств (KABK) в Гааге, о том почему и как возникла идея, о процессе работы и о том каким образом процесс повлиял на результат. Здесь мне кажется важным рассказать не об обучении и поэтапном процессе работы (что было ещё летом опубликовано на сайте нашей группы — typemedia2013.com и частично на моём сайте-портфолио — mariadoreuli.com), а о том зачем же я поехала учиться и что мне это дало.

Никого наверное не удивит тот факт, что выбрать тему для диплома не просто и выбор этот глубоко индивидуален для каждого. Но почему же Химера? Почему же такой «странный» шрифт? Почему не (о боже!) текстовый шрифт? Почему без кириллицы? Я постараюсь расставить точки над i.

Как бы оно не было странно на первый взгляд, на меня активно повлияла предыдущая большая работа — Вильям, дипломный проект разработанный в Шрифтовой мастерской Александра Владимировича Тарбеева. Повлияла в том плане, что по какой-то причине после завершения определенного этапа работы (что заняло на тот момент уже года 3-4) меня стала мучать безысходность и тоска. Нельзя обойти стороной, что Вильям был и несравненным опытом, в ходе работы над ним я научилась очень многому. Тут дело не в неинтересности проекта, а в том, что он находился в поле зрения слишком долго. Повлияло наверное и то, что Вильям был по сути не моим дизайном, а дизайном Вильяма Кэзлона. Я испытывала неуверенность из-за того, что я не понимала как же разрабатывается собственный новый уникальный шрифт и не понимала, как и где искать идею. Все шрифтовые проекты, над которыми мне удалось поработать, также фактически сводились к добавлению кириллицы к существующему усредненному (проще говоря «никакому») латинскому аналогу. Такая работа мне вначале была интересна как опыт, с чисто технической стороны, когда я её делала в первый раз, но впоследствии я впадала в ещё большую тоску.

Мне хотелось эсперимента, но я не знала с чего начать. Я часто видела реакцию «обывателей» на текстовый шрифт: «Разве таких ещё не существовало?!», «Чем же он отличается от других?». Такая реакция абсолютно нормальна.. но подсознательно мне хотелось противопоставить ей что-то координально отличающееся, разработать шрифт, который выглядел бы новым, уникальным даже для не разбирающегося в шрифтах человека.

Продолжая работать и получая опыт работы с российскими заказчиками я понимала, что нереально будет получить шрифтовой проект, позволивший бы мне развиваться и экспериментировать. И так как мне не хотелось потерять всякий интерес к профессии, я решила сделать всё возможное, чтобы поступить в KABK и посвятить год работе над собой в Гааге, на курсе который развивает как технические, так и разнообразные практические навыки. Ведь где если не в студенческом проекте можно самореализоваться и сделать что-то безумное, чего не делал раньше.

Кроме наличия безусловного характера, моей сверхзадачей при выборе темы диплома стало не фокусироваться на кириллице. В сфере кириллических гарнитур из-за общего их малого количества по сути что ни сделай, всё будет кстати. А вот поконкурировать в сфере латинницы… где казалось бы всё возможное уже сделано…

Химера, кажущаяся, смотря на первые эскизы, абсолютно нежизнеспособной идеей, привлекла меня именно невозможностью спрогнозировать результат. Меня безумно влекло то, что я от начала до конца работы не была уверена в состоятельности проекта. Эти ощущения добавляли азарта и стремления сделать всё возможное для его осуществления.

Первые эскизы и первые пробы оцифровки эскизов прямого начертания

Были люди, которые меня поддерживали, не давали расслабляться и подталкивали развивать идею. В первую очередь это Эрик ван Блокланд (Erik van Blokland).


Именно Эрик предложил мне ещё в первом семестре оцифровать и добавить знаков в моему эскизу «snake», который стал первым этапом развития будущего проекта.


Алфавит, сделанный задолго до диплома в декабре 2012. Даже он, кажущийся на теперь очень сырым, всё равно определённо привлекал внимание.

Между тем я ощущала на себе (если этой можно так назвать) довольно серьезное «давление общественного мнения». В тот момент как мои одногруппники предлагали на рассмотрение глубокомысленные и серьёзные темы проектов, я ощущала свой проект в некотором роде ущербным. Создавалась видимость, что я лишь рисовала, работала с визуальными образами, не решая при этом никакой практической задачи. Практической задачи я действительно не решала, но ведь не только коммерческую задачу и конкретные нужды можно решать в проекте! Я уверена, что теперь, после окончания у меня будет возможность вдоволь насладиться брифами и всем, что с ними связано. Да и вообще всё это переоцененное «умение разработать текстовый шрифт»... Почему разработка текстового шрифта считается априори более трудоемкой? (но об этом как-нибудь в следующий раз).

В то время как большая часть моих однокурсников была сфокусирована на мелких деталях и корректировках, для меня процесс работы довольно сильно отличался. В процессе поиска наиболее гармоничного образа, формы, конструкции, графемы знаков менялись зачастую радикально. Именно этот процесс отнимал наибольшую часть времени. Да, безусловно детали шлифовались также долго, но с проблемами общего ритма эта работа была несоизмерима.

Почему же к Химере сразу не была нарисована кириллица? Руки безусловно «чесались», особенно на моменте, когда латиница приобрела уже какое-то качество. Но, честно говоря, мне и в латинице хватало сложностей, многие из которых я до сегодняшнего дня решаю, поэтому приходилось бить себя по рукам. Не хотелось распыляться. Знаковый состав для меня играл второстепенное значение — зачем делать тонны знаков, катипель и несколько комплектов цифр, если нет уверенности в решенности базового алфавита? Может это и создает видимость проделанной работы, но это смешно. Я уверена, что работа над кириллической парой будет интересной отдельной задачей, которая потребует не меньшей отдачи. Но позднее.


Один из первых рисунков кириллицы, май 2013

Химера сейчас снова в работе. Несмотря на всё описанное выше, на все мои внутренние противоречия, я считаю, что мне удалось достичь поставленных для себя целей. Пусть я и сталкивалась с некоторым недопониманием, но в итоге я считаю, что это пошло на пользу. Я рада, что в угоду кому-либо я не отказалась от своей идеи и довела её до конца. А до последнего преследовавшая меня неуверенность в результате проекта в итоге постепенно таки сменилась решительной радостью от того, что всё получилось. Вся та странность, которая присуща Химере, в итоге оказалась обсолютно закономерным итогом моих стремлений. Но важнее всего то, что кроме всего прочего я вижу живой отклик на работу. Отклик эмоциональный. Мне безумно приятно ощущать, что те силы и эмоции, которые я вложила в проект, вызывают в свою очередь эмоции и у тех, кто наблюдает результат и для меня нет ничего важнее.

В ходе процесса работы мне удалось испытать совершенно иной подход к работе над шрифтом. Не «от общего к частному», а «от частного к общему». Взяв за первоисточник прямо скажем невероятную идею, я, до последнего не будучи уверенной в её состоятельности, заставила-таки весь алфавит подчиниться.

Спасибо преподавателям и руководителям проекта:
Françoise Berserik, Peter Biľak, Erik van Blokland, Petr van Blokland, Frank Blokland, Paul van der Laan, Christoph Noordzij, Just van Rossum, Jan Willem Stas and Peter Verheul.

А также гостям курса за помощь, поддержку и консультации:
Ken Barber, Paul Barnes, Frederik Berlaen, Luc(as) de Groot, Akira Kobayashi, Matthieu Lommen, Fred Smeijers, Miguel Sousa

P.S. И, кстати говоря, копнув поглубже, я поняла, что склонность к шрифтам-фрикам была у меня и раньше. Вот мой первый мега шрифтовой проект, сделанный на третьем курсе Полиграфа (2007‒2008) — Пупыри ;)

LinkReply

Comments:
[User Picture]From: dashca_enotik
2014-02-13 09:13 pm (UTC)
Здорово! Спасибо, что пишете.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: doreuli
2014-02-17 06:17 pm (UTC)
Вам спасибо, что читаете :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: z_z_zzz
2014-02-15 11:13 am (UTC)
Было очень интересно узнать подробности. Спасибо.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: doreuli
2014-02-17 06:18 pm (UTC)
Очень приятно слышать!
(Reply) (Parent) (Thread)