?

Log in

No account? Create an account
Revival | TypeMedia Course, KABK - Maria Doreuli's journal [entries|archive|friends|userinfo]
Maria Doreuli's blog

[ website | P O R T F O L I O ]
[ userinfo | userinfo ]
[ archive | archive ]

Revival | TypeMedia Course, KABK [Oct. 30th, 2012|12:49 am]
Maria Doreuli
[Tags|, , , ]

До этого времени я ничего не писала о своём ревайвал-проекте. Надо исправить это недоразумение.

Ревайвал — один из ключевых проектов первого семестра обучения на курсе
Type and Media в KABK. Задача была поставлена преподавателями так — найти книгу (напечатанную до 1940 года), шрифт основного текста которой стал бы отправной точкой проекта. Проще говоря, надо было найти книгу, шрифт в которой тебе хотелось бы воссоздать, связи чемпервые 2 недели с начала занятий мы, студенты, перебирали всё, что можно былоперебрать на рынках и в антикварных лавках.

Надо сказать, я довольно долго мучилась дилеммой выбора между гротеском и антиквой. С одной стороны мне давно нравились старые бельгийско-голландские антиквы, с другой — я понимала, что работа над ними будет мне слишком сильно напоминать работу над Вильямом. Привязанность к тем самым голландско-бельгийским шрифтам (так вот я коряво обозначила эту призрачную группу), я могу объяснить лишь тем (помимо их безусловно привлекательных внешних данных), что именно они послужили основой для антиквы Вильяма Кэзлона, а с Кэзлоном, как вы понимаете, я давно сроднилась. Свой выбор в конечном счёте я остановила на гротеске Nobel.
revival type examples

Итак, в моем распоряжении оказались 2 небольшие книжки — одна со светлым, другая с жирным начертанием.

В скором времени после принятия решения касательно выбора книги состоялся мой первый визит с уже конкретными вопросами в Меерманно (музей Мермана, как онкажется называется по-русски, — какое-то очень неблагозвучное название). Именно здесь мне удалось увидеть первые каталоги. Кроме каталогов в коллекции музея оказалась целая папка с рекламными материалами и примерами в наборе.

revival type examples

revival type examples

Тут самое время сделать историческую справку.

Nobel был разработан в Amsterdam Type foundry (ATF) в период 1929–1935 гг.  Его авторами являются Шуиц де Росс (Sjoerd Henrik de Roos) и Дик Дуис (Dick Dooijes). Но гарнитура, мягко говоря, не была уникальной по своей идее. Она стала продолжением моды того времени на геометричность. История такова, что де Россу и Дуису поступил заказ на разработку шрифта на основе немецкого Berthold Grotesque.
Вот что говорит Википедия.

Первоначально я сделала большую ошибку, решив, что за основу был взят Berthold Akzidenz Grotesk. Именно он выпадал мне поисковиках. Но сомнения касательно этого факта у меня затаились сразу как я стала визуально сравнивать эти гарнитуры (подтверждение своим сомнениям я нашла чуть позже).

После визита в Меерманно и просмотра материалов меня по-прежнему интересовали архивные материалы и я знала, что самое ценное должно находится в библиотеке Университета Амстердама (университетской библиотеке перешли все архивы ATF), поэтому следующим шагом стало письмо с просьбой о помощи Мэтью Ломмену (Mathieu Lommen), отвечающему в этой библиотеке за материалы по, назову это, типографике. Я не надеялась на скорый ответ, но к моему удивлению очень быстро его получила, а вместе и ним и очень ценный материал (вообще меня не перестаёт удивлять насколько тут все отзывчивые и готовые помочь...). Мэтью любезно выслал мне статью, касающуюся истории ATF, материал был на английском (что как я уже поняла на тот момент является нечастым явлением) и довольно широко охватывал интересовавший меня период истории словолитни.

И вот что вызвало у меня наибольший интерес —

revival type examples

Именно эта картинка подтвердила мои сомнения касательно причастности Akzidenz Grotesk — сомнений не могло быть и я сразу переключилась на поиски информациио Berthold Grotesk. Но, как я уже упоминала, интернет категорически отказывался мне помогать в поиске. Мне с трудом удалось отыскать 2 жалкие фотографии обложки каталога и даты выпуска Berthold Grotesk, что, впрочем, уже немаловажно — значит такой шрифт действительно существовал.

Что касается самой фирмы Berthold, она со всеми авторскими правами на шрифтыв начале 90-х была выкуплена американцами и, что называется, «концы в воду»… Архивные материалы и эскизы шрифта скорее всего давно разошлись по частным коллекциям, а большая часть материалов находившихся в Германии была просто-напросто утеряна во время войны (спасибо Дэну Рейнолдсу (Dan Reynolds) за не обнадеживающую, но очень своевременную информацию).

Что мне оставалось, так это попасть в Библиотеку Университета Амстердама, там я надеялась найти ответы на свои вопросы. 18 октября я наконец попала туда, в отделе редких книг на моё имя была оставлена папка с сокровищами. Эскизы, пробные оттиски, листы с образцами Berthold Grotesk, переписка... там было всё!

Одно жалко — письма и тексты я понять не смогла (все они были на голландском), но, что касается изображений, я отсняла всё, что могла (материалы из собрания библиотеки, по правилам фотосъёмки, должны остаться в моей личном пользовании).

revival type examples

P.S. Мой рассказ о ревайвале пока больше походит на детектив, нежели на шрифтовой проект, но это только пока — самое интересное ждет впереди.

To be continued…
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: kroshka_mue
2012-10-30 07:23 am (UTC)
Европейский такой детектив)

А сделать-то что надо в итоге на основе шрифта?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: doreuli
2012-10-30 07:29 am (UTC)
На основе шрифта книги надо сделать свою интерпретацию этой гарнитуры.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: kroshka_mue
2012-10-30 09:18 am (UTC)
Трудно сделать свою интерпретацию чего-то хорошего. Вроде как уже все сделано.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: doreuli
2012-10-30 11:49 am (UTC)
Мы не ставим себе простых задач :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: doreuli
2012-10-30 11:52 am (UTC)
Ах да, ещё в конце надо будет написать эссе на тему своего исследования.

Edited at 2012-10-30 11:53 am (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: rustam_gabbasov
2012-10-30 10:51 am (UTC)
Прочитал на одном дыхании.

(Изумительная рукописная помета на конверте. Хоть ревайвал делай. :) )
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: doreuli
2012-10-30 12:08 pm (UTC)
Спасибо, Рустам, мне не просто даётся написание текстов, но почему-то в последнее время нравится этот процесс :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: atarbeev
2012-10-30 11:02 am (UTC)
Маша, возможно Вы уже всё нашли. Но вдруг пригодится.
В библиотеке амстердамского университета есть The type-specimen collections.
В каталоге этого собрания 34 единицы хранения относящиеся к гарнитуре Nobel (номера с 951 по 985).

Описание можно найти в книге: John A.Lane & Mathieu Lommen, Letterproeven van Nederlandse gieterijen / Dutch typefounders' specimens, Amsterdam 1998
Книга, правда, на голландском.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: doreuli
2012-10-30 11:56 am (UTC)
Спасибо, я как раз там была. Вроде всё посмотрела.
Специфика задания такая, что ревайвал должен быть основан именно на шрифте книги, а не на каталогах. Каталоги — в основном для исследования, для сравнения деталей и т.п...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: atarbeev
2012-10-30 11:41 am (UTC)
http://www.dutchtypelibrary.nl
У них есть Nobel и его узкая версия—Hein Gas
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: atarbeev
2012-10-30 11:46 am (UTC)
Fred Smeijers и Andrea Fuchs восстановили ещё Nobel Open, Nobel Shadow, Nobel Ornaments.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: doreuli
2012-10-30 11:56 am (UTC)
Есть ещё FontBureau версия, она в деталях сильно отличается.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: atarbeev
2012-10-30 12:10 pm (UTC)
Этих Нобелей, оказывается ...
http://www.fontshop.com/search/?q=Nobel
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: doreuli
2012-10-30 12:28 pm (UTC)
Не больше чем Кэзлонов, всего 2, и ни у кого нет версии openface :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: fad_gel
2012-11-06 03:38 am (UTC)

Сегодня полгода

606.45 КБ

Фото -- Юля Еремина, текст -- Бродского, шрифт -- Тёмина "недомучанная" антиква.
Через пять часов его не станет.

Он о Вас много рассказывал.

А.Уткин-старший.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: doreuli
2012-11-06 08:15 pm (UTC)

Re: Сегодня полгода

Спасибо Вам за сообщение. Помним. Но по-прежнему не верится...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: fad_gel
2012-11-06 08:59 pm (UTC)
Ну да... Я до сих пор «думаю», что он уехал в свою любимую Голландию, и у него там нет денег на интернет, потому и не пишет.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: fad_gel
2012-11-06 09:12 pm (UTC)
Вспомнилось, как я на Митинском рынке в 1998-1999 годах купил палёный Fontlab и объяснял маленькому Тёме, что такое векторное изображение и точки Безье )
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: doreuli
2012-11-06 09:24 pm (UTC)
Так вот с чего всё начиналось :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: fad_gel
2012-11-06 10:18 pm (UTC)
Не, начиналось раньше. У него в начальной школе была сильная информатика. Была какая-то программа построения изображений, где всё руками надо было писать (ПЕРО ВЛЕВО 200 ОПУСТИТЬ ВПРАВО 159 ЦВЕТ 008).

Ребенок в девять лет руками написал «четыре экрана» такого кода, чтобы получалась картинка, где опускается летающая тарелка, а из нее выходит инопланетянин с пистолетом :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: fad_gel
2012-11-07 07:42 am (UTC)
Вот этот юный кодер-третьеклассник :)

141.91 КБ
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: doreuli
2012-11-07 08:49 am (UTC)
:)
(Reply) (Parent) (Thread)