?

Log in

No account? Create an account
Licensing. Внести ясность - Maria Doreuli's journal [entries|archive|friends|userinfo]
Maria Doreuli's blog

[ website | P O R T F O L I O ]
[ userinfo | userinfo ]
[ archive | archive ]

Licensing. Внести ясность [Feb. 27th, 2013|11:15 pm]
Maria Doreuli
[Tags|, , , ]



[надеюсь этот пост окажется полезным для тех, кто работает с лицензионными шрифтами, для тех, кто ещё ни разу не покупал шрифтов, но хотел бы начать, а, возможно, также для тех, кто не покупает и не нуждается в шрифтах, а просто заинтересовался темой]

Untitled

Начну с базовой истины—шрифты покупают.
Существует некоторое количество шрифтов на наших компьютерах, которые «заведомо установлены» (Verdana, Times, Arial, ...) или которые поставляются с определенным программным обеспечением, но даже они не бесплатные. Мы своего рода покупаем их вместе в лицензией на MacOS / Windows / etc. или вместе с пакетом программ, например Adobe.
[На ряду с платными шрифтами существуют и «бесплатные» (например, PT Sans / Serif — шрифты, которые были разработаны по инициативе государства и государством же спонсированы). Условно «бесплатные шрифты», как правило, также как и платные распространяются с определенными видами лицензий, которые могут разниться, то есть что-то может быть разрешено бесплатно, но за определенные виды использования плата может взиматься. Так в случае PT пользователь получает в бесплатное пользование неполный по отношению к pro-версии знаковый состав и лишь определенные начертания из существующей палитры]

Следующая важная для понимания процесса тонкость—шрифт является программой. Шрифт предоставляется пользователю в виде шрифтовых файлов в определённом формате: OTF/TTF/WOFF/... Все шрифтовые файлы относятся к категории программного обеспечения. Также как и покупка программы, покупка шрифта сопровождается согласием с лицензией на его использование.

—Какие существуют виды лицензий?
В настоящее время существуют несколько видов лицензий на шрифт. Наиболее распространенные из них: принт- и веб-. Также могут существовать специальные лицензии для корпоративного использования; для использования на телевидении, в титрах кино и т.п. Наиболее распространенными из всех являются лицензии для использование шрифта в печатной продукции (принт-лицензии). Покупая такого рода лицензию пользователь имеет право использовать шрифт для создания изображений на любых поверхностях, таких как экраны компьютеров, бумага, фотографии, печатные материалы, футболки и др.

—На каком количестве компьтеров можно устанавливать шрифт?
Шрифт может быть установлен и использован на том количестве компьютеров, которое указано в лицензии. В случае если лицензия разрешает установку и использование шрифтов на одном (1) компьютере, как правило, лицензией разрешается использование файлов также на ноутбуке в качестве дополнительного или альтернативного компьютера. Что в свою очередь не означает, что разрешена установка и одновременное использование шрифтовых файлов на двух (2) компьютерах разных людей.

—Можно ли использовать шрифт в логотипе?
Прежде чем использовать шрифт для создания логотипа, внимательно прочитайте лицензию шрифта. Вполне возможно, что лицензия содержит отдельный пункт, поясняющий данный вид использования, для такого рода использования может потребоваться отдельная лицензия. Если же данного пункта в лицензии нет—данный вид использования не запрещён и не требует дополнительных согласований с автором.

—Использование шрифта для создания документов в масштабируемых/векторных форматах: PDF/EPS.
Обмен с такого рода файлами разрешён только в процессе работы внутри компании/проекта. Ни при каких обстоятельствах не разрешается выкладывать в общедоступное пользование и в интернет файлы этих форматов. Причина этого запрета состоит в том, что данные типы файлов содержат в себе довольно полную информацию о шрифте, и при наличии у человека цели получить в руки шрифтовой файл, это совсем не сложно. При необходимости такого рода использования требуется отдельное согласование с автором шрифта.

—Использование шрифта в программном обеспечении, мобильных приложениях, видеоиграх.
Если шрифт требуется включить в состав программного обеспечения или мобильного приложения, фактически речь идет о том, что любой пользователь приложения/программы будет становиться пользователем шрифта и шрифтовой файл будет установлен на используемом им устройстве. Отдельная лицензия на такого рода использования необходима и, как правило, она во много раз дороже базовой лицензии.

—Использование в вебе.
Принт-лицензия дает право использовать шрифт на веб-ресурсах только в качестве изображения (без возможности выделения текста). Даже само преобразование шрифтового файла в веб-форматы (WOFF/EOT) обычно запрещается. Полноценное использование шрифта в вебе требует отдельной лицензии и специальной подготовки шрифта для корректного отображения на экранах разного разрешения (этот процесс называется хинтинг).

—Создание модификации шрифтового файла.
Сожет сложиться так, что Вам вдруг понадобился определённый символ в шрифте, например, математический символ, знак с акцентом, или же Вам неожиданно стала необходима поддержка шрифтом определенного языка. При необходимости внесения любых изменений в шрифтовой файл, будь то даже межбуквенные расстояния, в первую очередь нужно обратиться к тексту лицензии и проверить что разрешено, а что нет. Как правило для внесений данных изменений необходимо обратиться непосредественно в разработчикам и узнать о возможности и условиях внесения необходимых изменений.

И важный момент!
—Представим ситуацию:
Я — фрилансер (дизайнер, арт-директор, т.п.), работаю над макетом журнала (книги, корпоративного стиля, ...), я выбрал шрифт для проекта, согласовал его с заказчиком. Заказчик утвердил использование шрифта в макете и покупает шрифт для дальнейшего самостоятельного использования в проекте штатными дизайнерами, верстальщиками, т.п. Как мне поступить, должен ли я купить лицензию на шрифт для себя, или достаточно того, что компания покупает лицензии?
Фрилансер является индивидуальным предпринимателем и фактически выступает как мини дизайн-студия. Поэтому любые шрифтовые файлы, находящиеся на его компьютере, жестком диске, сервере должны быть подкреплены наличием соответствующих лицензий.
Существует такая возможность, что компания передает работающему на неё человеку одну из купленных лицензий на временной основе, в случае чего работник обязывается удалить все файлы после завершения работ.
Но давайте будем честными, хотя бы сами с собой, даже если дизайнер и должен удалить шрифт с компьютера, он этого как правило не делает. «А вдруг мне понадобится в последующем подставить его в макет для согласования с заказчиком?». Это уже замкнутый круг, получается, что человек вот уже во второй раз планирует работать со шрифтом, опять не имея лицензии на его использование. Не обманывайте себя! Такое использование шрифта незаконно. То, что заказчик впоследствии покупает шрифт для себя не освобождает Вас от покупки шрифта для своей части работы и для своего же удобства впоследствии. Однажды купленный шрифт навсегда остается в вашей шрифтовой библиотеке. А расширяя коллекцию шрифтов на своем компьютере Вы расширяете палитру своих возможных дизайнерских решений в будущем.
Ещё хуже, когда один дизайнер, не имеющий лицензии, передает файл своему другу, чтобы он тот попробывал его в макете. Так образуется целая вереница неправомерного использования (согласитесь, когда человек ценит чужой труд, заплатил за свою собственную лицензию на шрифт крупную сумму, у него скорее всего уже рука не поднимется раздавать шрифт направо и налево). Заграничные дизайн-студии зачастую настолько бережно следят на своими лицензиями, что строят защитные системы на серверах, позволяющие только определенному количеству пользователей иметь возможность работать со шрифтом параллельно, а дизайнер работает со шрифтом, непосредственно с сервера, не имея доступа к самому шрифтовому файлу. Это считается в порядке вещей. И это то о чём нам надо думать и к чему стремиться.

—Какие могут быть хитрости, позволяющие не попадать в ситуацию, когда «бюджета на шрифт нет», «клиент не понимает, зачем это ему нужно за что-то ещё платить» и т.п.?
Сумма на покупку шрифта может быть изначально включена в любой гонорар. Таким образом Вы получаете возможность из раза в раз иметь средства для пополнения своей шрифтовой библиотеки.
Регулярно пополняя эту базу с каждого проекта Вы будете иметь всё больший выбор в будущем. Возможно, спустя какое-то время Ваша коллекция станет внушительной и Вам уже не потребуются дополнительный вложения в каждом проекте.

Бережное отношение к шрифтам—знак Вашего профессионализма и признак уважения к чужому труду, с помощью которого Вам как дизайнеру удается успешно реализовывать свои проекты.

P.S.
Кроме того не забывайте, что хорошим тоном считается упоминать в выходных данных название используемых Вами шрифтов и имена их авторов.
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: Evgeny Grigoriev
2013-02-28 06:13 am (UTC)
Ещё один довольно забавный момент, по поводу покупки шрифта организацией (в том числе редакцией журнала, издательством или просто компанией, желающей иметь свой корпоративный шрифт).
Как Вы правильно выделили—шрифт является программой, так вот, по российскому законодательству, программное обеспечение должно ставиться на баланс предприятия (с последующей амортизацией (!) итп).
И попробуйте это сделать, покупая шрифт, например, через myfonts.com

Для любознательных, подробнее про ПО тут:
http://www.softwizard.ru/Information/FAQ?tagid=54
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dmakonnen
2013-11-06 10:05 am (UTC)
У меня теоретический вопрос, и во многом я согласен с тезисами выше. Только логика мне не дает успокоится. Мне кажется, что стереотип дизайнера коллекционера живет в всеобщем сознании.

Мария, если такая ситуация, что мне для себя или своей студии не нужна лицензия как объект (Работы для себя в идеальном мире дизайнер не делает). Она, нужен исключительно для продаваемых мной работ. Я для себя все наберу бесплатным шрифтом если это понадобится, но суть моей работы продавать сделанный мной продукт не оставляя его для себя. И любое мое использование купленной мной лицензии выходит как не использование своей покупки, а лишь дополнительная перепродажа лицензий моим клиентам. Я же каждому клиенту не продаю фотошоп в которым нарисован рисунок. Выходит моя покупка лицензии для себя является средством продажи лицензий своим клиентам.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: doreuli
2013-11-06 11:21 am (UTC)
Но ведь тут та же ситуация, что и с программным обеспечением. Если Вы покупаете фотошоп, то вы не передаете файл программы в типографию и клиенту, Вы передаете продукт сделанный с помощью фотошопа — jpeg / tiff / ...

Со шрифтом так же — Вы передаете клиенту определенный макет, в котором используется шрифт, но не передаете сам шрифтовой файл.
Клиент в свою очередь обладая лишь макетом (ведь именно его он заказывает дизайнеру) не обязан покупать лицензию. Покупка лицензии клиентом необходима лишь в случае передачи клиенту исходных файлов, либо при необходимости передачи ему (клиенту) шрифта для создания другого макета.

Точно также, передавая клиенту макет, Вы не передаете программу, в которой он сделан.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: dmakonnen
2013-11-06 11:56 am (UTC)
Эта модель организации хороша и логична, но слишком обременительна. Так как при среднем по объему набором шрифтового программного обеспечения, самым дорогим на компьютере дизайнера (дороже даже самого компьютера) будут лицензии.

Намного целесообразнее покупать лицензию под клиента. И тут мне кажется эффективнее всего была бы система Сетевого маркетинга. Где дизайнер продавший лицензию своему клиенту/клиентам смог бы получить льготу согласно проданным через себя лицензиям.

Edited at 2013-11-06 12:00 pm (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: dmakonnen
2013-11-07 09:24 am (UTC)
Спасибо, Мария.
Я разобрался. =)
(Reply) (Parent) (Thread)